Исторические материалы. Труженики тыла

Труженники тыла

Восстановление промышленности Калининской области

Время после освобождения Калинина и наступивший 1942 год породил у жителей области светлые надежды. Гитлеровские войска потерпели поражение под Москвой, Тулой, Калинином, Осташковом и были отброшены на 100-120 км. Рухнул миф о непобедимости германской армии, потерпел окончательный провал план «Блицкриг». Советские войска освободили от фашистов города Калинин, Старицу, Торопец, Западную Двину, поселки Нелидово, Андреаполь, сотни населённых пунктов. Оккупанты были изгнаны полностью из Высоковского, Емельяновскога, Завидовского, Калининского, Кировского, Ленинского, Луковниковского, Медновского, Октябрьского, Пеновского, Плоскошского, Осташковского, Сережского, Тургиновского районов, частично освобождены Ржевский, Оленинский, Великолукский районы.

На Калининском направлении летом 1942 года советские войска вели наступательные операции, которые оказали немалую помощь войскам, сражавшимся под Сталинградом. В августе 1942 года воины Западного и Калининского фронтов освободили Погорельский, частично Зубцовский районы, г. Зубцов.

Несколько месяцев шли бои за город Великие Луки, освобождённый 1 января 1943 года. В феврале-марте 1943 года немцы были полностью изгнаны из Зубцовского, Нелидовского, Оленинского, и Ржевского районов и 3 марта 1943 года - из Ржева.

Освобождённая калининская земля представляла собой жуткую картину: разрушенные, сожжённые города и сёла, голодные люди, лишённые крова, одежды и обуви. Осенью 1942 года «Известия» писали: «Пустынна древняя Тверская земля. Остались только печи да колодцы, огонь да вода, даже земля вся изрыта взрывами».

Сведения об ущербе, нанесённом немецко-фашистскими захватчиками населению и народному хозяйству области в границах 1945 года даны в сообщении Калининской областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Вот некоторые из них: ущерб колхозам, общественным организациям, государственным учреждениям и предприятиям составил свыше 9 миллиардов рублей по государственным ценам (восстановительная стоимость); ущерб, причинённый гражданам области составил 17 683 381 тысячу рублей. Эти данные впечатляют. Приведём лишь отдельные факты, подтверждающие совершённое гитлеровцами в нашей области.

В городе Калинине за два месяца ´хозяйствованияª фашистские варвары сожгли и разрушили более 70% предприятий. Калининский вагоностроительный завод был превращён в груды развалин, на месте цехов - полуразрушенные стены. Почти полностью были уничтожены здания и оборудование прядильной, ткацкой, отбельного цеха ситцевой фабрик, прядильно-ткацкой фабрики имени Вагжанова, швейной фабрики имени Володарского, механического завода и др.

Материальный ущерб города Калинина составлял 800 миллионов рублей.

Были полностью сожжены или разрушены Ржев, Зубцов, Старица, посёлки Селижарово, Погорелое, Городище, Молодой Труд и другие. Сильно пострадали от бомбардировок фашисткой авиации города Торжок, Бологое, Вышний Волочёк и другие.

Большой ущерб причинили немецко-фашистские захватчики сельскому хозяйству области. Гитлеровцы разорили в оккупированных районах 3200 колхозов. В неоккупированных районах 3117 колхозов понесли убытки, так как были вынуждены проводить эвакуацию скота, подвергались бомбардировкам. В Ржевском районе исчезли с лица земли 96 деревень, в том числе такие крупные и красивые, как Ратово, Платовище, Исаково. Общественное и личное хозяйства были разорены полностью. Осталось лишь 35 старых и больных лошадей, два десятка коров и дюжина чудом уцелевших овец.

Немцы по-разбойничьи захватывали продовольствие, имущество гражданского населения, всё, что шло на удовлетворение их неограниченных прихотей.

За период оккупации фашистские захватчики совершили столько чудовищных злодеяний, столько бедствий, сколько не знал Тверской край за всю многовековую историю. Гитлеровцы на ерритории области (в границах 1944 года) расстреляли, замучили и сожгли живыми 40876 мирных граждан, угнали в фашистскую неволю 23775 человек.

Одной из неотложных задач было обеспечение голодного, потерявшего кров населения продовольствием, одеждой и жильём. ЦК ВКП(б) и Правительство СССР выделили на работы по восстановлению жилья в городах области 11410 тысяч рублей. На строительство домов колхозникам в течение 1942-43 годов была выдана долгосрочная ссуда в размере 1467 тысяч рублей, оказана помощь гвоздями, было отпущено 323 тысячи кубометров леса.

В город Калинин на подводах из колхозов было завезено зерно из села Рамешки и других мест. Из Воронежской, Горьковской, Ивановской, Вологодской областей, Краснодарского края, Хакасской автономной советской социалистической республики пришло продовольствие, верхняя одежда и др.

Для освобождённых районов настоящим бедствием были оставшиеся после немцев снаряды, мины, патроны, гранаты. И, прежде всего, страдали мальчишки. Начиналось восстановление с разминирования городов и посёлков. Было собрано большое количество снарядов, винтовок. Но и до сих пор в западных районах прошлое даёт о себе знать: находят подростки и снаряды, и мины.

В городе Калинине в первую очередь начали работать городские электростанции. Гитлеровцы не смогли их использовать потому, что очень важные детали были сняты и опущены на дно реки Тьмака. В ледяную воду пришлось опускаться, доставать эти детали. И 27 декабря был лущен генератор ГЭС-3, в феврале 1942 года дали электроэнергию ТЭЦ-1 и ГЭС-2. 18 декабря начали работать две пекарни. 1 января 1942 года почтальоны стали разносить письма и газеты. 7 января был восстановлен водопровод. 14 января канализация. 5 января 1942 года прошёл первый трамвай.

Жители Калинина энергично взялись за восстановление предприятий. Причем, прежде всего, восстанавливались объекты, которые могли дать максимальную помощь фронту. Речь шла не о капитальном восстановлении, а о создании самых элементарных условий для начала производства.

Вагоностроители приступили к восстановлению уже на третий день после освобождения города. В начале января 1942 года на заводе уже имелось 826 рабочих и 50 ИТР, а к середине 1942 года их уже было 2800.

В марте 1942 года был начат выпуск снарядов. Производство продукции для фронта увеличивалось с каждым днём. В августе, сентябре и октябре коллектив завода занял третье место во Всесоюзном соревновании. В течение 1942-1943 годов по производственным мощностям вагонзавод достиг 70-80% довоенного уровня.

Быстрыми темпами восстанавливались и другие предприятия. В феврале 1942 года начал выпускать боеприпасы Калашниковский стеклозавод, в марте - Калининский завод имени 1 Мая, механический завод «Пролетарка» и другие.

Быстро возрождались предприятия местной промышленности, промысловой кооперации. Такие предприятия не требовали сложного технологического оборудования, использовали местное сырьё, выпускали товары для населения и армии. В Ленинском районе через несколько недель после освобождения района райпромкомбинат и артель «Свой труд» изготовили для армии 225 саней, 5525 армейских котелков, выпускались и товары народного потребления. В 1943 году райпромкомбинат и райпищекомбинат произвели изделий на 1050 тысяч рублей, или почти столько, сколько до войны.

К декабрю 1943 года были восстановлены 151 предприятие местной промышленности, в том числе 105 районного подчинения, 84 артели промкооперации на которых трудились 13500 рабочих. В 1942 году предприятия промкооперации выпустили для Наркомата Обороны и Калининского фронта 600 вагонов различной продукции. Промкооперация изготовила для Красной Армии 450 тысяч пар обуви.

Потребность в продукции райпромкомбинатов и артелей промкооперации была столь велика, что в 1943 году, например райпромкомбинаты превзошли уровень 1940 года на 4 миллиона рублей.

Начинается с 1942 года процесс реэвакуации. К 1 апреля 1942 года из Рыбинска Ярославской области возвращено оборудование Кимрских фабрик «Красная Звезда», «Стахановец» и вскоре на них стала выпускаться обувь.

Калининские предприятия активно включались в общий процесс обеспечения фронта боеприпасами, снаряжением, шанцевым инструментом и др. Рабочие, инженеры и техники меньше всего думали о своих личных интересах. На вагоностроительном заводе, рабочий цеха индивидуальных заказов Амосов сдал в распоряжение завода личный измерительный инструмент для использования его на спецпроизводстве. На Калининской прядильной фабрике при восстановлении прядильных машин вдруг обнаружилось, что многие детали, ранее разобранные и упакованные в ящики, при пожаре сплавились и оказались непригодными. Случайно на 4 этаже коробки здания были обнаружены нитеразделители, кольцевые плашки и др. Но как их достать? Для сооружения лесов не было материалов. Инициативу проявили девушки-комсомолки Федянкина Надя, Соколова Нюра, Лаврова Клава, Зверева Нюра. Рискуя жизнью, по обледенелой двадцатиметровой водосточной трубе они взобрались на оконные проёмы и на верёвках спустили нужные детали: и проблема была решена.

Отметим, что восстанавливать предприятия приходилось зачастую с людьми, которые впервые пришли на предприятие, и это, прежде всего, вчерашние домохозяйки, девушки. В городе Кимры в 1942 году из 5724 рабочих - 3790 (или 70%) вновь пришли на работу, из них 3556 (89%) - женщины и девушки, подростки. Более половины коллектива вагоностроительного завода составляли женщины.

Руководители предприятий позаботились о том, что вновь пришедшие рабочие быстрее освоили профессии. В 1942-43 годах школы ФЗО области подготовили 10300 рабочих, использовалось индивидуально-бригадное обучение. Для повышения квалификации рабочих создавались стахановские школы, кружки техникума. В течение 1942-43 годов в них было обучено 60 тысяч рабочих.

Важнейшим резервом повышения производительности труда являлось социалистическое соревнование, стахановское движение.

Калининские предприятия были активными участниками Всесоюзного социалистического соревнования в промышленности и на транспорте. Соревновались рабочие и за достижение лучших результатов ко Дню Красной Армии, к 1 Мая, очередной годовщине Октябрьской революции, за получение звания фронтовой бригады.

Более высоких темпах роста производства продукции в машиностроении и металлообработке, то есть в отрасли, где выпускалась оборонная продукция.

Калининский вагоностроительный завод в 1942 году выпустил продукции на 22 миллиона рублей, из них 17 миллионов для Красной Армии. Изделия для фронта производили и другие предприятия. Вышневолоцкие текстильщики вырабатывали марлю, артели промкооперации шили рубашки, шинели, валяли валенки и др.

Возрождение железнодорожного транспорта

Гитлеровские захватчики причинили железнодорожному хозяйству огромный ущерб: мосты, пути, а также станции были разрушены. Немецкое командование рассчитывало на продолжительное время лишить жизни железные дороги и тем самым сорвать регулярное снабжение Советской Армии, затруднить дальнейшее наступление частей Калининского и других фронтов. С этой же целью фашистская авиация и артиллерия пытались всячески препятствовать нашим железнодорожникам восстанавливать дороги.

Однако гитлеровцы просчитались и на этот раз: вопреки их расчётам, за стремительно наступающей Красной Армией, не отставая, оживали стальные пути. Поскольку и на Октябрьской железной дороге из-за оккупации, бомбардировок гитлеровских оккупантов были разрушены пути, стрелки, пункты водоснабжения, средства связи, то и здесь пришлось беспрерывно заниматься восстановительными работами.

Советские транспортники в труднейших условиях сумели выполнить огромные по объему восстановительные работы. Так, крупный железнодорожный узел ст. Калинин был освобождён 16 декабря 1941 года. Железнодорожный путь от Бологое до Москвы стал свободен. Надо было в сжатые сроки восстановить объекты узла.

Быстро привели в порядок паровозное депо, восстановили оборудование. Но первым делом, которым занялись рабочие и служащие, стал ремонт советских танков двадцать первой танковой бригады, подбитых в период боев за город. Были отремонтирован 8 средних танков. Начальнику паровозного депо Н.И. Мартынову и другим работникам - Данилову, Суворову. Андрееву, Мугаловой, Батюшкину, Былинкину командир 21 танковой бригады объявил благодарность за оказанную помощь в ремонте боевых машин. Кроме того, были отремонтированы легковые машины, четыре грузовых машины, пушка, пулемет Дегтярёва. 

Вагоноремонтный пункт возобновил свою работу с 26 декабря 1941 года, было отремонтировано (по текущему ремонту) 80 вагонов и платформ.

В январе 1942 года на станцию Калинин возвратились рабочие, служащие из эвакуации. Восстановительные работы развернулись в полной мере. К марту 1942 года в паровозном депо было установлено все оборудование, отопление, канализация. К сентябрю 1942 года на станции Калинин были полностью восстановлены дистанция пути, дистанция связи, вагоноремонтный пункт.

В январе 1942 года возобновилось движение поездов до Москвы и Малой Вишеры. В силу сложившихся обстоятельств в ряде случаев пришлось восстанавливать железнодорожные пути по временной схеме. На участках дороги Осташков - Великие Луки, Кувшиново - Соблаго шпалы укладывались на мерзлую землю, без подбивки балласта, иногда с перекосом и с интервалом 1,5-2 метра, рельсы местами составлялись из кусков. Поэтому скорость движения поездов была низкой: на двенадцати километровом участке скорость ограничивалась 5 километрами в час, 56 километров участка - 10 километрами в час. Поезда иногда даже сходили с рельсов. Ситуация осложнилась весной, когда началось таяние снега. Пришлось принимать экстренные меры, чтобы обеспечить движение поездов.

Восстановительные работы на Калининской, Октябрьской железной дороге продолжались особенно интенсивно в 1943 году. В соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года были намечены меры по восстановлению объектов Октябрьской и Калининской железных дорог. Ставилась задача в пределах области восстановить 16 вокзалов, 250 жилых домов, 79 казарм, 106 путевых будок.

Областной комитет партии и облисполком решением от 1 сентября 1943 года ´Об обеспечении Калининской и Октябрьской железных дорог местными стройматериалами и рабгужсилойª мобилизовали в помощь железнодорожникам 1700 человек.

Предприятиям, обрабатывающим древесину, предписывалось обеспечить в первую очередь распиловку леса для железнодорожников. Обком и облисполком рекомендовали широко использовать стройматериал разрушенных зданий, привлекать к работе семьи железнодорожников.

В Бологое, Западной Двине, Ржеве, Калинине, Осташкове и Торжке - всюду на железнодорожных магистралях началась работа по восстановлению вокзалов, жилых домов, путевых казарм. Были созданы специальные строительные бригады, что способствовало ускорению темпов работы. Самое активное участие в возрождении края приняло население, комсомольцы и молодежь.

К концу 1943 года на Калининской и Октябрьской дорогах в пределах области были восстановлены 14 вокзалов, 84 казармы и полуказармы, 106 путевых будок, 231 жилой дом с общей площадью 35245 м2 и вселено 5780 человек.

Рабочие, путейцы, строители, машинисты, стрелочники, восстанавливали железнодорожные пути, инфраструктуру дорог и, работая под бомбежками, обеспечили выполнение правительственного задания по воинским перевозкам.

Восстановление калининского села

Зима 1942 года. Сёла сожжены и разграблены. На 1 февраля в наличии 66% семян от необходимого, льносемян - 55%, картофеля - 57%, готово к выезду в поле 4% тракторов. Поголовье крупного рогатого скота в колхозах и совхозах составило 5,8% от довоенного, овец и коз - 32%, свиней - 26,6%. Число лошадей сократилось на 36,1%.

Пути решения неотложных задач: организовать обмолот зерновых, собрать зерно, розданное до оккупации, заготовить верхушки клубней картофеля.

Огромную роль в восстановлении хозяйства сыграла взаимопомощь, централизованные ресурсы, централизованное управление. Государственная помощь из других областей составила 19200 тонн зерновых. Для замены на всхожие и качественные семена из Куйбышевской, Саратовской областей, Татарской АССР было завезено 3600 тонн семян зерновых культур.

В восточных и северо-восточных районах области (не подвергавшихся оккупации) по примеру бежечан был начат сбор семян для посевов. Сонковский район взял шефство и собирал семена для Ленинского района, Максатихинский - над Пеновским, Кашинский - Тургиновским.

65-летний колхозник Кучин Михаил Иванович из колхоза ´Парижская коммунаª выделил для Ленинского района 32 кг зерна и 48 кг картофеля, председатель колхоза ´Красный воинª Кузнецов выделил 50 кг зерна, 50 кг картофеля, 2 платья, свитер и 100 рублей деньгами. Надо полагать, что у этих крестьян не лишними были зерно, картофель, одежда. Они хорошо понимали, что в районе, где недавно находились фашисты, где недавно гремели бои, людям значительно тяжелее и отдавали всё, что могли.

Весной 1942 года в восточных районах было собрано и доставлено в освобождённые районы 250 тысяч пудов зерна, 130 тонн льносемян, 900 тонн картофеля. Семена, картофель в помощь освобождённым районам, как правило, выделялись либо из личных запасов колхозников, либо семенных фондов колхозов.

Поскольку транспортных средств явно не хватало, десятки тысяч тонн были перенесены на женских, детских плечах за 30-50 и более километров. Из колхоза ´Ново-Покровскоеª Ленинского района колхозница М.А. Папина, К.Е. Дмитриева доставляли семена со станции Андреаполь на расстояние 24 километра. Уходили затемно.

Существенная помощь освобождённым районам была оказана сельскохозяйственным инвентарём, упряжью и транспортными средствами.

Большая работа была проведена по изысканию семенных ресурсов в самих освобождённых районах.

В Калининском районе особенно плохо обстояли дела с картофелем. Колхозники наполовину уменьшили норму посадки картофеля на приусадебных участках. За счёт этого только один колхоз «Перелом» собрал 320 центнеров картофеля. В Тургиновском районе у колхозников было собрано зерновых 2700 центнеров, льносемян - 364 центнера, картофеля - 2200 центнеров. Таким образом, полностью обеспечил себя семенами Завидовский район. В области к весне 1942 года у крестьян было собрано зерновых 3400 тонн, льносемян - 1900 тонн, картофеля - 7300 тонн.

В основном колхозы были обеспечены семенами и посадочным материалом. Нелегко было решить следующую задачу - подготовить почву к посеву. В области имелось 2119 тракторов, многие из которых выработали свой ресурс, запасных частей было мало. Численность рабочих лошадей значительно сократилась.

В связи с этим из восточных районов области в освобождённые было переброшено 6000 лошадей с полными комплектами упряжи и ездовыми. В Тургиновском районе колхозники Кашинского, Кесовогорского, Калязинского и Кушалинского районов вспахали 1351 га.

Помощь была очень существенная, но её недоставало. Выход был один: вскапывать землю вручную. В колхозе «Пролетарий» Тургиновского района комсомолка Максимова вскопала за весну 1942 года 70 соток, А. Швед- 80 соток, а юноша Н. Волков -1 га 10 соток. Всего весной 1942 года вручную было вскопано около 60 тысяч гектаров.

В итоге весной 1942 года зерновые были посеяны на площади 615,8 тысяч га, больше, чем намечалось. Особенно успешно эта работа была проведена в Краснохолмском, Бежецком, Калязинском, Сандовском районах.

И всё же, в освобождённых районах посевные площади составили от 25 до 30 % довоенного уровня.

Весенний сев 1943 года прошёл успешно - 25 мая он был завершён.

Как и в минувшем году, на запад области перебрасывались пахари с лошадьми, но в 1943 году ещё и перегнали 465 тракторов.

Внедрялось новшество: на полях работало около 8000 голов крупного рогатого скота, в том числе 3300 коров. Рабочие быки (волы) ещё будут долго использоваться, но с коровами в нашей области дело не пошло: труда затрачивалось много, а результаты оказались нулевые

Воспроизводство рабочих быков было более коротким по срокам, поэтому и пришлось этим воспользоваться.

В области велась большая работа по уходу за посевами, вывозе навоза и сбору золы (в 1943 году было вывезено 4918 тысяч возов навоза), подъёму зяби. Забота об агротехнике, своевременное выполнение сельскохозяйственных работ позволяли получать неплохие урожаи зерновых, льна. Так, в 1942 году было получено озимой ржи по 14,2 центнера с гектара, льноволокна 4 центнера, 123 центнера картофеля (в 1940 году соответственно 12,4 ц, 3,1 ц и 160 ц).

В 1942-1943 годах было сдано государству 136945 тонн зерна, 204267 тонн картофеля, 35391 тысяча тонн овощей, 56719 тонн льноволокна и тресты, 108693 тонны сена.

Трудовой подвиг калининских землепашцев получил высочайшую оценку - за получение высоких урожаев Калининская область в 1942-43 годах была награждена переходящим Красным знаменем Государственного Комитета обороны.

Огромнейшие усилия были предприняты по восстановлению общественного животноводства. На 1 января 1942 года в области имелось: коров - 41203 головы, свиней - 16320, свиноматок - 5865, овец - 88265 (в том числе овцематок - 48916).

Что предпринималось? Прежде всего, был запрещён убой скота. С колхозниками заключались договора, по которым они поставляли в колхоз молодняк - телят, овец и др. В 1942-43 годах было закуплено у колхозников почти 240 тысяч голов крупного рогатого скота, 119 тысяч ягнят и 23000 голов свиней. И на 1 января 1943 года в области коров имелось 48800 голов, овец 202600.

Государству было поставлено мяса - 17318 тонн, молока - 466702 тонны.

Калининское село начало возрождаться: вспахивались и засевались поля, увеличивалось поголовье скота. Обеспечивались минимальные условия для жизни людей, сполна выполнялись обязательства перед Родиной, Вооружёнными силами. Труд калининцев был отмечен высочайшей государственной наградой. Всё это стало возможным благодаря взаимопомощи, бескорыстию и самоотверженности в работе.

В 1942-43 годах на территории области продолжались ожесточённые бои. У врага всё ещё находилась самая западная часть, крупные города Ржев и Великие Луки. Территория области была ближайшим тылом Калининского и Западного фронтов. Поэтому наряду со всеобщими задачами, решаемыми советским народом, приходилось выполнять и специфические задачи, связанные с непосредственной помощью Красной Армии.

Немецкие дивизии постоянно пытались забросить шпионов и диверсантов в советский тыл, получить важные сведения о частях Красной Армии, совершать диверсии. Поэтому во всех освобождённых районах были воссозданы истребительные батальоны. Как правило, они имели от 150 до 250 бойцов. Всего в 1942 году через истребительные батальоны прошло 8655 человек.

Бойцы истребительных батальонов ночью несли патрульную службу в городах и посёлках, разыскивали дезертиров.

Истребители были грозой немецких диверсантов и шпионов. В июне 1942 года боец Луковниковского истребительного батальона Захаров встретил неизвестного, который предъявил красноармейскую книжку и жестами показывал, что он глухонемой. Но это не усыпило бдительности бойца. Немецкий шпион, окончивший шестимесячную школу разведчиков, был задержан.

С июля 1941 года по октябрь 1944 на территории области бойцами истребительных батальонов задержано свыше 100 парашютистов и диверсантов, 29 лётчиков со сбитых самолётов. Сотни спасённых военных и гражданских объектов, тысячи жизней калининцев, реальная действенная помощь частям Калининского фронта - вот результат деятельности бойцов-истребителей.

Широко применялись и другие формы помощи воинским соединениям. Об этом свидетельствуют документы архива Министерства обороны. Осенью 1942 года тыловые подразделения 39-й армии заготовили у местного населения для предстоящей зимы 916 тонн ржи, 557 тонн картофеля, 117 тонн овса, на фуражные цели 9753 тонны сена. Помощь в заготовке фуража для 357 дивизии 3-й ударной армии была оказана в Ленинском районе. Этому же соединению поставили 50 тонн мяса и 33 тонны сена колхозники Великолукского и Куньинского районов. В пекарнях Фирова и Куженкино выпекался хлеб для подразделений 3-й ударной армии.

Усиление помощи фронту

Армейские подсобные хозяйства семена капусты, свёклы и моркови заготавливали в Калининской области.

В свою очередь воины Красной Армии помогали труженикам области горюче-смазочными материалами, помогали вспахивать и засевать землю, убирать урожай. Такая взаимопомощь укрепляла боевой дух, помогала тылу решать сложнейшие задачи.

На территории области находились десятки госпиталей различного типа: армейские, фронтовые (эвакогоспитали), госпитали Наркомздрава. В 1943 году в области имелось 74 эвакогоспиталя.

Под госпитали повсюду отдавали лучшие здания. В каждом из них шла борьба за жизнь воинов. Врачи, медицинские сестры неделями не выходили из палат.

Огромную работу провела областная станция переливания крови. В приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 10 мая 1946 года отмечается, что станция переливания крови заготовила за годы войны 80 тонн крови, подготовила врачей и медсестёр по технике заготовки и переливания крови. Всему коллективу была объявлена благодарность, а главврач Соколов А.А., замечательный специалист, неутомимый труженик был награждён орденом Красной Звезды.

Восхищение и благодарность вызывает подвиг калининцев-доноров, которые сдавали кровь для раненых. Их было более 500 тысяч. Свыше 42 литров крови сдала во время войны М.Т. Дешевая.

Коллективы промышленных предприятий, колхозов, учреждений, учебных заведений шефствовали над госпиталями. Они доставляли в госпитали посуду и бельё, продукты питания, проводили концерты художественной самодеятельности. Активисты общества Красного Креста помогали разгружать санитарные поезда. Рабочие кожзавода

«Красный кожевник» города Торжка в госпитале №1819 восстановили паровое отопление, рабочие ткацкой фабрики отремонтировали 6256 пар белья, 1114 брюк, 280 шинелей. Женщины-железнодорожницы, активистки и домохозяйки города Бологое в 1941-45 годах сформировали и экипировали 450 санитарных летучек и поездов. По неполным данным постоянно ухаживали за ранеными в госпиталях 1575 женщин-патриоток.

Квалифицированная медицинская помощь, тепло и внимание, которыми были окружены раненые воины, помогало им скорее встать в строй. Тысячи благодарностей шли в адрес трудящихся области.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что январско-февральское наступление 1942 года 3-й и 4-й ударных армий было успешным благодаря тому, что жители области обеспечили движение автомобильного транспорта, очистив дороги от глубокого снега.

А ведь только 4-й ударной армии ежедневно требовалось подвозить 500 тонн грузов.

На участке дороги Охват - д. Бетехнево длиной 41 км ежедневно трудилась 1000 колхозников Величковского, Великосельского и Зыковского сельских советов Ленинского района.

На автомобильных дорогах Торопец - Шейно, Торопец - Кресты, Андреаполь - Торопец протяжённостью 222 км в течение 9 дней февраля 1942 года трудилось почти 1500 человек, они расчистили от снежных заносов 614 км пути.

На военно-автомобильной дороге 39 армии общей протяжённостью 207 км к зиме 1942-43 годов было на снегозаносимых местах установлено 165 км хворостяного настила, изготовлено и установлено 3180 хворостяных щитов. На открытых местах по бровкам дороги были выставлены вехи. В ноябре в среднем на дорогу привлекалось ежедневно до 240 человек, а в период сильных метелей до 900-1100 человек в день.

В докладе начальника тыла 39-й армии отмечалось, что метели движения автотранспорта не нарушали.

В период зимнего наступления автомобильный транспорт своевременно снабжал советских воинов боеприпасами и продовольствием. Всю зиму 1942-43 годов мои земляки, близкие люди М.А. Папина, Е.К. Яус, А.Н. Папина, А.И. Иванова и другие разгребали снег на участке Студеница - Баженово (длина 7 км). Во время весенней и осенней распутицы жители области настилали дороги брёвнами, покрывали камнем и щебнем.

В 1942 году колхозникам Лихославльского района была вручена высокая в то время награда - переходящее Красное знамя обкома ВКП(б) и облисполкома за обеспечение хорошего состояния дорог. Добиться этого было очень непросто: людьми было отработано 668222 дня, с лошадьми - 16445 дней. Был выполнен огромный объём работ, а ведь в это время они должны были работать на полях и фермах, у себя дома. И жертвы эти были сознательными, ибо армия не могла ждать, дороги не должны были быть помехой.

Ещё одно направление помощи фронту: поддержание в пригодном состоянии полевых военных аэродромов. Их было много, они находились недалеко от линии фронта. Зимой взлётное поле очищалось от снега, весной посыпалось сажей, золой, минеральными удобрениями, чтобы ускорить процесс таяния снега и быстрее привести поле в пригодное состояние.

На территории Ленинского (Андреапольского) района базировались аэродромы в Великом Селе и д. Заноги. Практически все женщины и девушки ближайшей округи работали на них зимой.

На аэродроме в Великом Селе базировались планеры, с помощью которых доставлялись грузы в партизанские отряды. Там же базировались самолёты дальней авиации. Служил на этом аэродроме и Василий Сталин. По отзывам жителей посёлка Андреаполь В. Сталин человеком был решительным, оперативно разрешал просьбы, с которыми к нему обращались.

Поскольку линия фронта проходила по территории области, и положение не всегда было устойчивым, ГКО принял решение восстановить прежние и соорудить новые рубежи. В помощь 69, 70, 71, 72, 73 Управлениям военно-полевого строительства было направлено свыше 3900 рабочих, служащих, колхозников Калининской области.

Резервный оборонительный рубеж Калининского фронта прошёл в Медновском районе от д. Славное через деревни Голубово, Медное, Семёновское, Заборовье (протяжённость 40 км), далее в Торжокский, Старицкий, Зубцовский, Лихославльский районы. На реках Рачайна и Тьма перед передним краем были построены водные препятствия. На участке в 21 км было построено 10 плотин. Два управления военно-полевого строительства построили 70 батальонных районов. Длина каждого из них составляла 2-3 км по фронту, 1-2 км в глубину, обязательно в районе 13 ДЗОТов, 3-4 км противотанковых препятствий.

Титаническую работу проделали трудящиеся города Лихославля и района на строительстве оборонительной линии, которая проходила от Винкольского болота до Лихославльского озера, вдоль южных окраин города. В 3-4 ряда они вручную вкапывали железнодорожные шпалы в мёрзлую землю, прокладывали противотанковый ров, а в городе сооружали ДЗОТы и огневые точки. Часто приходилось прекращать работы или начинать заново, так как город подвергался сильнейшим бомбардировкам. Только за один день 2 апреля 1942 года немецкие стервятники шесть раз бомбили город.

Несмотря на это, за один месяц был проложен противотанковый ров протяжённостью более 2 километров. Было вынуто около 60 тысяч кубометров земли, в городе построено 40 огневых опорных пунктов в виде ДЗОТов.

В городе Калинине и вокруг него было построено 2269 огневых точек, 138 баррикад и других сооружений. Работы велись как с отрывом от производства, так и после рабочего дня по 2-3 и более часов.

На дороге Жуково - Андреаполь в перелесках были сделаны завалы, много было сооружений, которыми можно было перегородить дорогу танкам, автомобилям.

Работе по строительству оборонительных объектов придавалось особое значение. Свидетельство тому - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1943 года о награждении 186 рабочих и домашних хозяек, колхозников и колхозниц, инженернотехнических работников, партийных, комсомольских, советских работников орденами и медалями. Среди них: Твардовская Анна Степановна - бригадир, Сидоров Петр Михайлович - секретарь обкома ВКП(б) - орденом Ленина; Сафронов Алексей Ильич – секретарь Новопромышленного РК ВКП(б), Фонарёв Леонид Иванович - заведующий военным отделом обкома ВКП(б) - орденом ´Красной звездыª. Всего орденом Ленина было награждено 5 человек, Трудового Красного знамени - 10, Красной Звезды - 14 и т.д.

Забота об армии проявлялась и в сдаче денежных средств, тёплых вещей, продовольствия и др. Эта патриотическая акция нашла всеобщую поддержку. В декабре 1942 года колхозники сельхозартели «Красное Знамя» Калининского района призвали жителей Калининской области сдать средства на строительство танковой колонны 2Калининский фронт». Председатель колхоза имени Горького Калининского района Петров М.П. внёс на производство танков 50 тысяч рублей, колхозник сельхозартели «Гранит» Соловьев ГА. Калязинского района - 110 тысяч рублей. В течение 1942-43 годов было собрано свыше 152 миллионов рублей, и всего за 1942-44 годы 185 миллионов рублей.

На строительство авиаэскадрильи имени Героя Советского Союза Лизы Чайкиной было внесено 18 миллионов рублей. Инициаторами сбора средств на авиаэскадрилью стали комсомольцы.

На эти средства были произведены самолёты. Представитель полка майор Шапочка, принимая самолёты заявил: "Мы заверяем калининский комсомол, что за смерть народной героини отомстим".

Лётчики сдержали слово, к 15 октября 1943 года в боях за Ленинград и Калинин они сбили 48 немецких самолётов.

Состояние боевого духа воина зависит не только от того, как он вооружён, обут, одет и накормлен. Настроение его зависит и от того, каково положение его семьи, детей, близких. О семьях военнослужащих заботились. Но встречались немало и фактов бюрократического, бездумного отношения. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) 22 января 1943 года было принято постановление «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих». В соответствии с решением при облисполкоме, райгорисполкомах были созданы отделы по государственному обеспечению, бытовому устройству семей военнослужащих.

Были изучены условия жизни каждой семьи, их насчитывалось более 383000. В ходе этой работы нуждающимся семьям выдавались продукты питания, обувь, одежда, предоставлялись квартиры, оказывалась помощь топливом, предоставлялись участки под индивидуальные огороды.

Широкую поддержку среди жителей области нашла инициатива колхозников и колхозниц сельхозартели имени Ильича Бежецкого района о создании продовольственного фонда помощи детям фронтовиков. В этот фонд за 1943-44 годы поступило 1111 тонн зерна, 1476 тонн картофеля. За шесть месяцев 1943 года получили помощь продуктами и одеждой свыше 32 тысяч семей военнослужащих, устроены в детские сады и ясли 34473 ребёнка.